Какая вязальная проволока для арматуры лучше
Содержание
- 1 Какая вязальная проволока нужна для арматуры
- 2 Какая вязальная проволока лучше
- 3 Какой диаметр вязальной проволоки лучше
- 4 Преимущества и недостатки
- 5 Вязальная проволока ГОСТ
- 6 Способы вязки арматуры
- 7 Преимущества и недостатки соединения сваркой
- 8 Плюсы и минусы соединения методом вязки
- 9 Особенности соединения арматуры пластиковыми хомутами
- 10 Производство
- 11 Как проверяется качество проволоки и ее соответствие ГОСТ?
- 12 Особенности упаковки проволоки
- 13 Сколько проволоки понадобится для армирования
- 14 Вязать или варить арматуру
- 15 Особенности и преимущества применения металлопроката
- 16 Расчетные операции
- 17 Как вязать арматуру для фундамента
- 18 Правила выбора необходимого диаметра изделия
- 19 Инструменты для вязки арматуры, технология работы с ними
- 20 Для столбчатого
- 21 Для плитного
- 22 Профессиональный инструмент для вязки арматуры
- 23 Целесообразность использования стальной проволоки для вязки арматуры
- 24 Как правильно вязать арматуру
- 25 Какой выбрать наиболее подходящий диаметр проволоки
- 26 Как привезти арматуру длиной 12 м на автомобиле ГАЗель
Какая вязальная проволока нужна для арматуры
Вязальная проволока принадлежит к метизной категории стальных стройматериалов. В её производстве используется низкоуглеродистая сталь с содержанием углерода от 0,08 до 0,25%. Заготовка – катанка, конечный продукт получают холодным волочением – протягиванием под высоким давлением через отверстие меньшего диаметра. Для придания требуемых свойств вязальную проволоку отжигают – нагревают до высокой температуры, а затем медленно остужают. В ходе этого технологического мероприятия кристаллическая структура изделия, деформированная при обработке давлением, восстанавливается. Это существенно снижает внутренние напряжения в металле.
Термообработанная вязальная проволока, изготовленная из низкоуглеродистой стали, имеет прекрасные эксплуатационные характеристики:
- высокую пластичность в сочетании с достаточной механической прочностью;
- отсутствие трещин, благодаря медленному охлаждению естественным путём;
- невысокую стоимость;
- изделия просты в использовании, легко гнутся, вяжутся, фиксируются в заданном положении.
Внимание! Проволока, не прошедшая термообработку, требуемыми свойствами не обладает, и для вязки арматуры не рекомендуется. Неотожжённая проволока тяжело изгибается, при вязке узла ломается и рвётся.
Какая вязальная проволока лучше
Вязальную проволоку выпускают отожжённой без покрытия, оцинкованной, с полимерным покрытием.
Отжиг бывает двух видов – тёмный и светлый.
- При тёмном отжиге, который осуществляется в присутствии кислорода, вязальная проволока приобретает тёмный цвет, обусловленный образованием окалины.
Совет! Наличие окалины на механические характеристики влияния не оказывает, но сильно пачкает руки. Работать с ней рекомендуется в перчатках.
- Светлый отжиг осуществляется в специальных колпаковых печах в присутствии инертного газа. Поэтому поверхность такой проволоки чище, а цена, естественно, выше.
Если вы хотите увеличить долговечность каркаса ж/б конструкции, например, фундамента ленточного типа, приобретите оцинкованную вязальную проволоку. Для вязальной проволоки применяют гальваническое цинкование. Защитное покрытие обеспечивает повышенную коррозионную стойкость продукции. По отзывам на форумах, она очень удобна в работе.
В маркировке проволоки наличие термообработки указывается с помощью буквы «О», светлый отжиг – «С», тёмный отжиг – «Ч». В проволоке с цинковым покрытием указывается класс покрытия – «1Ц» или «2Ц». Изделия класса «2Ц» имеют более высокую плотность цинкового покрытия.
Вязальную проволоку поставляют в бухтах, мотках, розеттах. Производители также предлагают изделия для вязки каркаса в виде проволочных отрезков с кольцами по краям. Упаковки нарезанной проволоки могут иметь массу 0,5-10,0 кг.
Какой диаметр вязальной проволоки лучше
Диаметр вязальной проволоки определяется диаметром арматуры. В малоэтажном строительстве используют арматуру 8-12 мм, для которой наиболее подходящей считается проволока сечением 1,2-1,4 мм. Изделия диаметром 1,0 мм – слишком слабые и часто обрываются. С проволокой большего диаметра трудно работать.
Преимущества и недостатки
Достоинства применения вязальной проволоки:
- Простота выполнения работ. С вязкой арматуры справится любой рабочий.
- Вязку проволоки можно делать сразу в опалубке.
- Если используется металлическая арматура, то сварные соединения являются местами с высокой подверженностью коррозии. При эксплуатации сварные швы контактируют с влагой и арматура в этих местах ржавеет, теряя свои первоначальные характеристики (этой проблемы можно избежать используя стеклопластиковую арматуру, которая не подвержена коррозии, да и сваривать её не нужно).
- С проволокой легко устранять недочёты. Не всегда получается сделать каркас идеально ровным и зафиксировать стержни арматуры в нужном положении. При использовании проволоки можно легко изменить положение прутков, если потребуется.
- Низкая цена. Проволока для арматуры стоит значительно дешевле, чем сварочное оборудование (опять же, если говорить о стальной арматуре).
Среди недостатков обвязочной проволоки отметим шаткость готового каркаса, но этот минус можно нивелировать, если вязать каркас прямо в опалубке.
Вязальная проволока ГОСТ
Производство проволоки для вязки регламентируется ГОСТом 3282-74 «Проволока стальная низкоуглеродистая общего назначения. Технические условия». Стандарт регламентирует следующие моменты:
- Типы и основные размеры вязальной проволоки;
- Технические требования к ней;
- Правила приёмки и методы испытаний;
- Упаковку, маркировку, транспортировку и хранение.
Согласно ГОСТу, проволока бывает:
- по виду обработки: термически обработанная и термически необработанная;
- по виду поверхности: без покрытия и с покрытием. Проволока с покрытием, в свою очередь, подразделяется на оцинкованную 1-го класса и оцинкованную 2-го класса;
- по точности изготовления: повышенной точности и нормальной точности;
- по временному сопротивлению разрыву: I группы и II группы;
- диаметром: без покрытия — от 0,16 до 10 мм, с покрытием — от 0,2 до 6 мм.
Способы вязки арматуры
Рассмотрим всё существующие способы, как можно соединить арматуру. Каждый из вариантов хорош в чём-то своём, и используется строителями, в зависимости от типа строения и проектных требований. Существует 3 способа соединения прутов, с ихней помощью создаётся крепкий и надёжный металлический каркас:
- Вязка проволокой.
- Сварка.
- Пластиковые хомуты.
Эти способы вязки арматуры имеют свои особенности. Каждый из них правильный и применяется в зависимости от требований и используемого материала. При армирование ленточного фундамента для частного дома, часто соединяют арматуру методом сварки, а не связывают её проволокой. Но какой вариант является лучшим?
Преимущества и недостатки соединения сваркой
Несмотря на то что это разные технологии, правильный выбор может сэкономить средства и время на строительство, при этом без потерь прочности конструкции. Метод соединения элементов сваркой, раньше считали одним из самых надёжных и эффективных. Однако, подобная технология не всегда является уместной. Обычно её использовали при монтаже громоздких каркасов, которые усиливают фундамент для многоэтажных домов и габаритный коттеджей.
Подобный метод имеет некоторые недостатки:
- Требуется иметь навыки работы со сварочным аппаратом, иначе нужно потратиться на услугах профессионального сварщика. Себестоимость в таком случае увеличивается.
- Места сварки – слабое место конструкции. Там прочность каркаса становится ниже.
- Метод не подходит, если использовать стеклопластиковую арматуру. К тому же арматура А-400 (А-3), которая является самой востребованной, не может быть соединена посредством сварки. Только пруты с индексом «С» подойдут для работы, например: арматура А500С.
Поэтому в современном монолитном строительстве, сварку заменили вязкой. Для частных и жилых домов, строительства бани, гаража или других построек – это наилучший вариант соединения арматуры.
Плюсы и минусы соединения методом вязки
Чем же так хорош этот метод?
Он имеет следующие положительные моменты:
- Быстрота выполнения работ. Вязка проволокой занимает мало времени, она простая и не требует навыков. Правда, если делать это вручную, то процесс замедляется. Дальше мы рассмотрим, как же быстро вязать арматуру.
- Простота устранения недочётов. При работе со сваркой, устранить ошибки, будет труднее, приходиться брать болгарку и разрезать сварочный шов. Проволоку же, достаточно откусить кусачками или же размотать крючком.
- Чтобы вязать арматуру не нужно быть профессионалом.
- Процесс армирования можно выполнить в опалубке.
- Себестоимость работы намного ниже.
Пример вязки сетки из арматуры проволокой.
Если говорить о недостатках, то отметим шаткость готового каркаса. Правда, это не является большой проблемой. Конструкция будет прочной, единственная проблема заключается в том, что при перемещении каркаса в опалубку она начинает расшатываться, в этом случае можно в нескольких местах сделать прихватки арматуры сваркой. Чтобы решить такую проблему со стеклопластиковой арматурой, надо привязать несколько раскосов, чтобы конструкция стала более жёсткая и устойчивая. Прогибаясь, натяжка в местах вязки изменяется, каркас гуляет. Поэтому при установке его в опалубку нужно быть осторожными. Лучше вязать арматуру в опалубке или над ней, если выполняется армирование ленточного фундамента.
Особенности соединения арматуры пластиковыми хомутами
Основные достоинства этого метода, в том, что он не требует специальных навыков, у него высокая скорость выполнения работ, и надёжная фиксация арматуры.
Недостатки, у данного способа следующие:
- Стоимость. При больших объёмах проволока будет экономней.
- Скорость выполнения работы (если сравнивать с другими способами вязки).
- Исправление. Где-то ошиблись, придётся откусывать хомут, он становится негодным, проволоку же можно перевязать.
- Надёжность. Передвижение по конструкции, связанной пластиковыми хомутами не желательно.
- Температура. Лопаются при отрицательных температурах.
На основе этих данных можно сказать, что данный способ, подойдёт больше для частного строительства, при небольших объёмах, также он подойдёт, для людей которые сами хотят выполнить армирование своими руками.
Производство
Проволока изготавливается из стали, содержащей углерод до 0,25%. Конечный продукт получают из проволоки-катанки с помощью холодного волочения. В процессе производства деформируется кристаллическая структура поверхности. Для восстановления структуры используют отжиг, способствующий снижению напряжений в металле. Изделия, которые не подвергались отжигу обычно хрупкие и плохо загибаются.
Различают два вида термической обработки:
- Светлая. Такая проволока обжигается в инертной газовой среде, благодаря чему поверхность чистая и светлая. Она не пачкает руки.
- Темная. Изготавливают в воздушной среде, из-за чего поверхность темная и пачкает руки. Работать с этой проволокой лучше в спецодежде и перчатках.
Технические свойства светлой и темной проволоки не отличаются.
Изделия с цинковым защитным покрытием маркируются классом «1Ц» или «2Ц». Второй класс отличается более толстым защитным слоем.
Есть несколько видов цинкования при изготовлении защитного покрытия:
- Гальваническое. Образует более тонкий поверхностный слой.
- Горячее. Образует толстый и долговечный защитный слой. Но существенный минус данного способа — плохая экологичность.
- Холодное. Производится с помощью специальных защитных составов с большим содержанием цинка — 96%.
Как проверяется качество проволоки и ее соответствие ГОСТ?
Существует несколько стандартных способов проверки готовой проволоки:
- Метод погружения. С его помощью определяют равномерность и сплошность покрытия из цинка. Проверка (ГОСТ 4165–78) предполагает погружение изделия в сернокислую медь, растворенную в воде (дистиллированной). Данную смесь после этого подвергают фильтрации. Если ее плотность находится в пределах от 1,114 до 1,116 г/см3, говорят о высоком качестве покрытия. Перед погружением исследуемые образцы очищают бензолом или спиртом, опускают их на глубину от 10 сантиметров (длительность нахождения в растворе – 60 секунд).
- Визуальный внешний осмотр (иногда он дополняется обследованием возможных дефектов через микроскоп). Задача данной проверки заключается в установлении допустимой глубины дефектов на проволочной поверхности. Если глубина незначительна, изделие зачищается механическим способом.
- Весовая методика. Предназначена для установления объема цинка на поверхности продукции. Производится посредством растворения образца в среде серной ингибированной кислоты, последующего взвешивания проволочной катушки либо мотка и замера фактического сечения изделия после стравливания с него цинка.
- Газометрическая объемная методика. С ее помощью также определяют количество цинка на готовой проволочной продукции. Но в данном случае покрытие снимается в кислоте до тех пор, пока не фиксируется полная остановка выделения газов.
Кроме того, используются и другие методы проведения анализа рассматриваемой нами проволоки. К ним относят испытания на:
- навивку (процесс выполняется по Государственному стандарту 10447–80);
- разрыв и растяжение (Госстандарт 10446–80);
- перегиб (Госстандарт 1579–80).
Особенности упаковки проволоки
Упаковка готовых изделий производится с учетом далее приведенных требований:
- проволочные мотки кооперируются в бухты и плотно связываются в них;
- концы изделий в мотке укладывают так, чтобы их было легко найти;
- отдельные мотки (все без исключения) перевязываются в трех и более местах проволокой, прошедшей термообработку;
- использование смазочных составов для покрытия проволоки не предусматривается, хотя заказчик может потребовать от производителя выполнения смазки с применением масел индустриальной (И-50А, И-20А и других) либо консервационной (ЖКБ-1, НГ-203) группы.
В обязательном порядке проволока обертывается следующими материалами:
- слоем бумаги (парафинированной) и нетканых материалов (или пленки из полимера) – изделия сечением от 0,5 до 1 мм;
- слоем парафинированной бумаги – проволока сечением не более 0,5 мм.
Изделия других диаметров упаковывают по заказу потребителя, ГОСТ не выдвигает особых требований к данному процессу.
Сколько проволоки понадобится для армирования
Для определения количества вязальной проволоки определяются со схемой армирования. Точно провести такие расчёты сложно, да этого и не требуется, поскольку цена данной продукции невелика.
В местах соединения двух арматурных прутьев диаметром 10 мм потребуются отрезки проволоки длиной примерно 25 см, для узлов из трёх прутьев закладывают длину отрезка – примерно 50 см. При увеличении диаметра арматуры длина отрезка увеличивается. Точнее расход проволоки на один стыковочный узел определяется опытным путём. Совсем упрощённый вариант – количество всех стыковочных узлов умножают на 0,5 и получают требуемый метраж проволоки.
Внимание! При покупке рассчитанное количество проволоки рекомендуется удвоить. Такой запас необходим, поскольку в процессе вязки некоторые отрезки могут порваться или затеряться. Метраж покупки может быть менее заявленного.
Купить правильное количество вязальной проволоки вам поможет предлагаемая ниже таблица. Из неё вы узнаете, сколько метров вязальной проволоки в килограмме, и обратную информацию – сколько метров в килограмме.
Таблица соотношения массы и длины вязальной проволоки наиболее распространённых в быту диаметров
Диаметр, мм | Масса 1 м, кг | Длина 1 кг проволоки, м | Масса проволоки без покрытия на катушке или в мотке, не менее, кг | Масса оцинкованной проволоки на катушке или в мотке, не менее, кг |
0,6 | 0,00222 | 450,45 | 5,0 | 0,6 |
0,8 | 0,00395 | 253,17 | 5,0 | 0,6 |
1,0 | 0,00617 | 162,00 | 5,0 | 0,6 |
1,2 | 0,00888 | 112,6 | 8,0 | 2,0 |
1,4 | 0,0121 | 82,6 | 8,0 | 2,0 |
1,6 | 0,0153 | 65,4 | 8,0 | 2,0 |
1,8 | 0,0200 | 50,0 | 8,0 | 2,0 |
2,0 | 0,0247 | 40,5 | 8,0 | 2,0 |
Примечание — минимальная масса проволоки вязальной без покрытия и оцинкованной в мотках и катушках – согласно ГОСТ 3282.
При покупке проволоки в мотке для определения её длины массу мотка делят на массу 1 м изделия нужного вам диаметра. Данные берём по таблице. Например, вы купили моток проволоки диаметром 1,2 мм, его масса – 50 кг. Производим следующие вычисления – 50 кг/0,00888 кг = 5630 м. Пользуясь таблицей, можно произвести эти вычисления иначе. В 1 кг проволоки диаметром 1,2 мм содержится 112,6 м, значит, в 50 кг – 112,6х50 = 5630 м.
Вязать или варить арматуру
При сравнении сварного соединения и вязаного узла, на первый взгляд, сварной шов более надёжен. Так ли это? Рассмотрим, какие проблемы таит в себе сварной шов:
- Сварка ухудшает характеристики металла в зоне нагрева. Поэтому в процессе эксплуатации может лопнуть либо сам шов, либо металл, подвергавшийся воздействию высокой температуры.
- При заливке бетонной смеси по технологии её полагается подвергать вибрации, которая негативно влияет на прочность шва.
- Сварочные работы требуют привлечения специалиста-сварщика.
Поэтому в монолитном строительстве часто отдают предпочтение более дешёвому способу стыкования арматуры – её соединению с помощью вязальной проволоки и крючка.
Особенности и преимущества применения металлопроката
Основным назначением вязальной проволоки является вязка арматуры. Материал данного типа активно используется в индивидуальном и промышленном строительстве. С его помощью осуществляется сборка каркасов, армирование ЖБК, а также соединение смежных арматурных прутков в месте их пересечения. Наиболее востребована продукция данного типа в сфере производства различных ЖБ-изделий и в монолитном строительстве.
У метода соединения арматуры с использованием проволоки есть масса преимуществ по сравнению с технологией сварки. Прежде всего, удается избавиться от слабых мест, которыми являются сварные швы. Именно они больше всего подвержены коррозии.
Необходимо отметить, что при эксплуатации железобетонных элементов влага проникает через микропоры в бетон, способствуя развитию на сварочных швах коррозионных процессов, приводящих к потере первоначальных характеристик. Также в пользу данного способа соединения арматуры выступает эластичность, приобретаемая каркасом, что повышает прочность и делает ЖБК устойчивыми к деформационным нагрузкам.
Расчетные операции
Простые вычисления позволяют произвести расчет расхода вязальной проволоки для арматуры с довольно высоким уровнем точности. При подсчете следует учитывать следующие характеристики:
Сравнительная таблица необходимого количества арматуры и вязальной проволоки для разных типов фундаментов
- диаметр основных стержней;
- толщина вязального сырья;
- количество узлов, в которых должна осуществляться обвязка.
Увеличенный расход проволочного материала наблюдается в узлах пересечения нескольких горизонтальных и вертикального прута. В серединной части металлоконструкции допускается вязка через стык. Все места нахлеста соединений, расположенные по краям конструкции, подлежат обязательной обвязке.
Длина металлоизделия, необходимая для формирования одного узла, вычисляется экспериментальным способом – путём выполнения пробной обвязки.
Как вязать арматуру для фундамента
В зависимости от выбранного материала для вязки, применяют различные методы фиксации. Проще всего ситуация с пластиковыми хомутами. Они обматываются вокруг стыка, насколько позволяет длина, и затягиваются.
Чтобы правильно вязать арматуру для ленточного фундамента, потребуется инструмент. В зависимости от схемы вязки арматуры, стержни распределяются по будущему полю заливки.
Если планируется создать фундамент, часть стержней втыкается в подготовленное основание (трамбованную песчано-гравийную засыпку), это облегчает работу. После окончания соединительных работ каркас поднимается над грунтом на специальных подставках. Это необходимо для предотвращения коррозии выступающих из бетона металлических элементов. Для соединения стержней используют:
- специальные клещи для связки арматуры;
- вязальный крючок, самодельный или промышленного производства;
- загнутый крючок из толстого гвоздя или дюбеля, вставляемый в патрон дрели (шуруповерта). Благодаря такому механизированному крючку закрутка проволоки выполняется быстрее и с меньшим приложением ручной силы.
- полуавтоматический крючок для вязки арматуры. Механизм с ножкой и пружинным возвратным механизмом оттягивает проволоку и делает несколько вращательных движений. Это происходит благодаря спиральным пазам на ножке крючка, которые при оттягивании обеспечивают вращение с возвратом в прежнее положение.
Использование таких инструментов целесообразно при небольших объемах работ, например, при строительстве собственного дома, где вязка арматуры своими руками выполняется на протяжении короткого отрезка времени (при подготовке фундамента для каркасного или кирпичного строения или устройстве забора на бетонном основании).
Крючок для вязки арматуры своими руками изготавливается из отработанного электрода, гвоздя или другого подходящего металлического прутка требуемой прочности.
Правила выбора необходимого диаметра изделия
Диаметр – это ведущая характеристика вязальной проволоки для арматуры. Её сечение для изделий со специальной обработкой находится в диапазоне 0,2–6 мм. Для связки стандартного арматурного каркаса оптимально использование метиза с диаметром, равным 1,2 мм.
При работе с более толстой арматурой диаметр необходимого сырья возрастает до 1,6 мм в связи с возросшими требованиями к надёжности. Однако не следует использовать изделие большего диаметра, так как велика вероятность недостаточного закрепления узла. Материал толщиной 0,8 мм предназначен для соединения горизонтальных звеньев каркаса, а также при формировании несущих стен и ограждающих устройств.
Диаметр вязальной проволоки
Инструменты для вязки арматуры, технология работы с ними
Никто не выполняет работу вручную. Это практически невозможно. Для этой цели есть специальные инструменты, ускоряющие и упрощающие процесс. Каждый инструмент имеет свои особенности по использованию. Для связки арматуры существуют следующие приспособления:
- Ручной крючок.
- Вязальный пистолет.
- Шуруповёрт.
- Клещи.
Каждый из инструментов имеет свои плюсы и минусы, рассмотрим их, а также технологию их использования, и на основе этих данных и мнении эксперта (арматурщика с 10-летним стажем) подведём итоги и выберем лучший вариант для вязки арматуры.
Как правильно вязать арматуру крючком?
Особенности работы в том, что она выполняется вручную. Поначалу процесс будет длительным, так как нужно набить руку. Крюк делается из стали, а ручка из дерева или пластмассы. Стоимость такого крючка составляет 1 тыс. рублей.
В продаже есть даже автоматические крючки, но отзывы о них двоякие. Некоторые отмечают малый ресурс, другие говорят, что он скручивать проволоку толщиной 2 мм и более с трудом.
Существует несколько вариантов соединительных узлов при вязке арматуры крючком. Рассмотрим самые популярные.
Простой узел связки арматуры крючком
Самый распространённый и простой узел, выполняется следующим образом:
- Чтобы соединить пруты между собой, нужно взять проволоку длинно 15–20 см, и согнуть её пополам.
- Согнутая проволока снова сгибается, но не до конца, должен получиться крючок.
- Просовываем проволоку под арматуру, которую необходимо связать.
- Дальше в ход идёт сам крючок. Его нужно вставить в полученную петлю и зацепить свободный конец проволоки.
- Делается один оборот. При этом важно придерживать свободный конец.
- Натянув крючок на себя, докручиваем проволоку до её отрыва.
Пошаговая схема выполнения простого узла связывания арматуры крючком.
Обратите внимание! Чтобы не покупать вязальный крючок, можно сделать его своими руками. Потребуется кусок стального прута, а ручку можно изготовить из пластика или дерева. Сделав его один раз, можно постоянно пользоваться инструментом для вязки. Пошаговую инструкцию по изготовлению крючка своими руками смотрите тут.
«Мёртвый узел»
Данный узел применяется для армирования конструкций, состоящих из прутов арматуры и хомутов, это балки и колонны. Так как он надёжно фиксирует арматуру в угол хомута, арматурщики назвали его «мёртвым» узлом. Чтобы быстро и качественно выполнить такой узел, необходимо много практиковаться. Рассмотрим, инструкция по выполнению узла:
- Берём проволоку длиною 20–40 см, её размер зависит от диаметра используемой арматуры, и сгибаем пополам.
- Запускаем проволоку, петлей вперёд, под низ арматуры слева от хомута, оставляя 2–4 см для завершения узла.
- Заводим проволоку наверх хомута и загибаем опять под низ арматуры.
- Крючок вставляем в петлю и зацепляем свободный конец проволоки.
- Тянем крючок на себя и одновременно делаем несколько оборотов, пока не почувствуем что проволока зажалась, или пока не оторвётся петля.
Схема связки арматуры «мертвым» узлом с помощью крючка.
Следует отметить! Для того чтобы этот узел надёжно зафиксировал арматуру в угол хомута, проволоку следует как можно плотнее прижимать к арматуре и углу хомута, иначе завязка получится ненадёжной.
Проверить качество узла, можно подёргав хомут рукой, если шатается, то выполнен неправильно или до конца не затянут. Затягиваем либо делаем дополнительную завязку простым узлом.
Выполняя армирование сложных конструкций, например, полукруглых балок, узлы можно комбинировать. Сначала делается «мёртвый» узел, а потом два простых крест-накрест, как на фото ниже.
Специальный пистолет для вязки
Для вязки арматуры – это идеальный инструмент. С ним процесс выполняется намного быстрее и проще. Собирать металлический каркас с ним удобней всего. Единственный нюанс заключается в том, что подобный агрегат стоит не дешёво. Вот почему он используется на масштабных строительных объектах. Минимальная стоимость – 30 тыс. рублей.
Он выглядит как обычная дрель. Только в него вставляется рулон с проволокой. Для вязки нужно направить пистолет на место стыка и нажать на курок. Он сам выполнит вязку за считаные секунды. Это самый простой и доступный вариант, как связать арматуру.
На заметку! На 1 узел, связанный при помощи крюка, уходит 9 сек. Если взять автоматизированный крюк, то потребуется 7 сек. А вязка при помощи пистолета занимает всего 1 секунда на 1 узел.
Но и у этого способа есть свои минусы:
- Не везде им можно добраться, для выполнения вязки.
- Стоимость.
- При исправлении армирования, крючком узел уже не развяжешь.
- Не выполнишь вязку арматуры большого диаметра.
Использования шуруповёрта с крючком
Чтобы ускорить процесс и сделать его автоматизированным, используется модернизированный шуруповёрт. Достаточно вставить в него самодельный крючок. Для этой цели подходит шиферный гвоздь. Он зажимается в шуруповёрте и готов к работе.
Принцип его работы ничем не отличается от предыдущего варианта. Отличием является только то, что процесс значительно ускоряется. А если у шуруповёрта есть регулировка скоростей, то его настраивают так, чтобы при максимальной натяжке проволоки она не обрывалась.
Вязка арматуры клещами
Данный способ вязки хорош тем, что в процессе работы экономится проволока, за счёт того, что можно связать в одну, и не надо делать петли, как для вязального крючка.
Из минусов следует отметить:
- Требует больше практики, для скоростной вязки.
- Скорость вязки в 2 раза меньше чем у крючка.
- При вязке в 2 проволоки получается жёсткий с острым концом узел, необходимо носит спецобувь, а то можно пробить ногу.
На видео ниже, показано какой скорости, можно достичь вязкой клещами, но для этого нужно очень много практики. Профессиональный арматурщик, делает завязку за 3–4 сек.
Для столбчатого
Это фундамент, который ставится на столбы, которые выполняют роль свай.
Внутрь столбов перед заливкой помещается связанная арматура для фундамента . Обвязка арматуры для столбчатого фундамента такая же как и для ленточного – либо 4 прута, либо 6 для столбчатых фундаментов большого размера.
Для вертикальных стержней в данном типе фундамента используют 12-ти миллиметровую арматуру, поскольку это вертикальный фундамент. Поперечные стержни могут быть тоньше, и гладкими.
Для деревянных домов допускается использовать продольную и вертикальную арматуру тоньше 12 мм. Иногда для фундамента небольших построек из дерева сооружают сварной каркас из вертикальных прутьев, связанных обручами как бочка. Это неправильно, поскольку при таком способе связки можно использовать только сварку, а это не совсем надежный способ. Мы уже говорили об этом выше.
Для плитного
Каркас из арматуры для фундамента может иметь вид двухмерной плоскости, сетки, сформированной из прутьев арматуры. Второй вариант — объемный, в виде двух сеток из перекрещивающейся арматуры, расположенных одна над другой и соединенных поперечными стержнями.
Арматура – от 12 мм и выше, вплоть до 16 в частном домостроительстве. Размер ячейки сетки составляет 200х200 мм. Расстояние от нижнего арматурного пояса до подушки (или утеплителя) – 50 мм. Верхний пояс также защищается от внешних воздействий 50-миллиметровым слоем бетона.
Как вязать пластиковую арматуру для фундамента смотрите здесь.
Профессиональный инструмент для вязки арматуры
При создании большого объема армирования для железобетонных конструкций (профессиональная деятельность, крупное частное строительство) вместо ручного или полуавтоматического инструмента лучше использовать автоматический, так называемый пистолет для вязки арматуры. Этот полезный прибор изобрели в Японии, он позволяет в считанные секунды затянуть проволоку на соединении стержней с требуемым усилием.
Различают механические и электрические варианты приспособления, производят их Япония, Германия, Россия, Китай и некоторые другие страны.
Общие черты большинства представленных на российском рынке моделей:
- диаметр стержней, подлежащих обвязке, для разных приборов различается – 9…22, 20…40, 30…52, 20…65 мм. Наиболее востребованы изделия для диапазона 20…40 мм;
- диаметр вязальной проволоки 0,8…1,5 мм;
- скорость вязки 0,8…1,6 секунд на узел, в среднем пистолеты обеспечивают вязку до 1000 узлов в час. Таким образом, использование одного пистолета заменяет работу шести профессиональных вязальщиков арматуры.
Преимущества устройства в сравнении с ручным и полуавтоматическим инструментом:
- высокая скорость работы и равномерность натяжки проволоки для вязания арматуры;
- расширение рабочей зоны – при использовании пистолета напрямую или с удлиняющей насадкой можно без смены позиции вязать до 22 узлов (крючком только 5…6);
- наличие удлиняющей насадки упрощает работу с расположенным на уровне земли каркасом, поскольку избавляет работника от необходимости наклоняться, снижает нагрузку на позвоночник;
- механические устройства работают неограниченное количество времени, для обеспечения нужной производительности требуется только смена кассет со скобами;
- аккумуляторные модели добросовестных производителей работают без подзарядки до 8 часов;
- возможно программирование устройство под конкретный способ вязки и диаметр стержней, уровень затяжки;
- не требуется самостоятельная нарезки проволоки, кассеты со скобами продаются уже заряженными;
- проволока подается, закручивается и обрезается устройством, без вмешательства рабочего.
Недостатком оборудования является его высокая стоимость, оправданная только на крупномасштабном строительстве. В частном домостроении возможна аренда устройства.
Целесообразность использования стальной проволоки для вязки арматуры
Проволока различного диаметра, которая производится в соответствии с требованиями ГОСТ 3282-74, имеет общее назначение. Материалом для ее изготовления служит низкоуглеродистая сталь. В зависимости от назначения проволоку могут дополнительно подвергать термической обработке, покрывать ее поверхность защитным слоем цинка, изготавливать с нормальной или повышенной точностью. Из проволоки общего назначения производят гвозди, различные виды ограждений. Ее также используют для выполнения обвязки.
Название вязальной проволоки обусловлено тем, что ее чаще всего применяют именно для фиксации нескольких элементов различных конструкций методом обвязки. С такой целью это изделие чаще всего используют в строительстве – для создания арматурных каркасов. Проволока для вязки арматуры должна быть достаточно мягкой, поэтому ее дополнительно подвергают отжигу, чтобы она лучше гнулась и меньше ломалась при изгибании.
Термически обработанная вязальная проволока с цинковым покрытием (О-1Ц)
При помощи мягкой отожженной проволоки значительно легче сделать узел, который будет надежно фиксировать арматуру в любом пространственном положении. Именно из соображений легкости гибки для обвязки арматуры используют изделия, диаметр которых находится в интервале 1,2–1,6 мм. Такая проволока благодаря небольшому диаметру легко вяжется, позволяя выполнять различные узлы на арматурном каркасе.
Интервал диаметров, который указан выше, является оптимальным, так как более тонкая проволока будет часто рваться, а с более толстой сложнее работать: она не дает возможности сделать крепкий узел и, соответственно, обеспечить высокую надежность обвязки. Выбор вязальной проволоки с цинковым покрытием или без него зависит только от того, насколько долговечным должно быть соединение элементов арматурного каркаса для конструкции из бетона.
Скрепление прутьев с помощью пистолета для вязки арматуры
Альтернативой соединения элементов арматуры вязальной проволокой является сварка, при помощи которой монтировать металлические детали можно значительно быстрее. Между тем получать качественные и надежные соединения арматурных прутков можно только благодаря контактной сварке, для выполнения которой необходимы специальный аппарат и опыт квалифицированного специалиста.
Если использовать для этих целей обычную электродуговую сварку, то можно перегреть место соединения, в результате арматура станет более хрупкой и может сломаться под воздействием значительных нагрузок. Конструкции из бетона, арматурный каркас которых соединен при помощи электродуговой сварки, не отличаются высокой надежностью, так как они не в состоянии выдерживать длительные и пиковые нагрузки.
Если в условиях монтажа арматурного каркаса не предусмотрено использование сварки, его элементы фиксируют между собой при помощи вязальной проволоки. Немаловажным является и то, что для качественной вязки узлов не требуется высокая квалификация, а обучиться правильности выполнения такой процедуры можно очень быстро. Контроль качества этой работы также достаточно прост, для его осуществления достаточно проверить, во всех ли узлах арматурного каркаса выполнена обвязка.
Как правильно вязать арматуру
Вне зависимости от используемого приспособления, важно знать и применять правильные способы вязания. На схеме ниже предложены основные способы закрутки.
Вопрос о том, как вязать арматуру крючком, заключается в правильности захвата и равномерном, не чрезмерном натяжении проволоки. Обычно рекомендуют использовать отрезки проволоки длиной 250…300 мм. Вариант с петлями на концах требует большей длины, около 400 мм (примерно 100 из них уходят на создание петель). Чтобы быстро и эффективно вязать арматуру, схема применяется простая. Проволока складывается вдвое, обводится вокруг узла. Далее крючком (клещами) захватывается получившаяся петля, к ней подгибаются сдвоенные концы и выполняется скрутка.
При использовании проволоки с петлями работа проще: одинарный отрезок обводят вокруг соединения стержней, подцепляют крючком или клещами петли и делают скрутку.
Важно: применять клещи рекомендуется на неотожженной проволоке с диаметром более 2 мм, более тонкая и мягкая может сломаться.
Еще один интересный способ соединения, при котором не требуется использовать вязальный крючок: арматура скрепляется пружинящей скобой-скрепкой.
Такие монтажные скобы изготавливают из достаточно качественной стали, что и обеспечивает их пружинные свойства.
Чтобы вязать стеклопластиковую арматуру, используют пластиковые (с металлическим сердечником и без) хомуты и специальные крепежные элементы из полимером.
Укладка и вязка арматуры из композита допустима с применением мягкой алюминиевой проволоки. В этом случае применяются стандартные для стальной вязальной проволоки приемы. Некоторые из них показаны в гифке ниже.
Важно: в конце закрутки края проволоки отгибаются внутрь каркаса так, чтобы даже при малом защитном слое бетона они не выглядывали из заливки и не провоцировали коррозию всей армирующей конструкции.
Какой выбрать наиболее подходящий диаметр проволоки
Диаметр вязальной проволоки, используемой для вязки арматуры, имеет огромное значение и зависит от диаметра самой арматуры.
Как правило, для вязки применяют проволоку диаметром 1,2 мм – 1,4 мм. Арматуру толщиной 8-12 мм очень удобно вязать проволокой 1,2 мм, а для более толстой арматуры проще будет применить и более толстую проволоку, хотя конкретных ограничений здесь нет.
Если Вы будете использовать вязальную проволоку диаметром менее 1,2 мм, то скорее всего Вы не сможете ее нормально затянуть, она будет лопаться. Проволокой толще 1,6 мм вязать арматуру очень неудобно, да и затянуть ее так, чтобы узел был прочным, скорее всего, не получится.
Как привезти арматуру длиной 12 м на автомобиле ГАЗель
Мерная арматура самых ходовых марок (диаметром от 10 мм) продаётся в хлыстах длиной по 11.7 м, поэтому для её доставки используется длинномерный автотранспорт. Это не всегда удобно. Грузовику может не хватить места для въезда на узкий участок с крутым поворотом, или застройщику невыгодно заказывать и платить за доставку длинномера, чтобы привести с десяток хлыстов.
Обычно в таких случаях арматуру режут на хлысты примерно по 6 м. Это неэкономично, а также увеличивает трудоёмкость работ по сращиванию арматурных каркасов при изготовлении фундаментов с длинными сторонами. В связи с этим интересен опыт пользователя портала с ником newman1, который привёз на участок арматуру длиной почти в 12 метров на ГАЗели.
[spoiler title=”Источники”]- https://stroypomochnik.ru/kakaya-vyazalnaya-provoloka-dlya-armatury-luchshe/
- https://21Kompozit.ru/articles/vyazalnaja-provoloka/
- https://InstrumentBaza.ru/materialy/vyazalnaya-provoloka-razmery.html
- https://evacuatornahabino.ru/materialy/vyazalnaya-provoloka-dlya-armaturi-primenenie-i-vibor.html
- https://tpspribor.ru/izdeliya-iz-metalla/vybor-i-raschet-provoloki-dlya-vyazaniya-armatury.html
- https://morflot.su/vjazalnaja-provoloka-dlja-armatury-diametr/