Как самостоятельно собрать точную копию легендарного инженерного сооружения

История башни

Башня получила название в честь инженера и ученого Владимира Шухова. Он внес огромный вклад в науку, но в этой статье нам интересен как изобретатель первых в мире гиперболоидных конструкций. Впервые их применили при организации Всероссийской художественно-промышленной выставки в Нижнем Новгороде в 1896 году. К этому же мероприятию в городе впервые запустили трамвай, о чем я писал в статье про музей трамваев в Нижнем Новгороде.

Для ярмарки Шухов построил несколько павильонов с перекрытиями в виде сетчатых оболочек, так называемую ротонду Шухова (перекрытие в виде стальной мембраны) и первую гиперболоидную башню. Она приглянулась меценату Юрию Нечаеву-Мальцову и по окончании выставки тот купил ее, а затем перенес в свое имение Полибино. В настоящее время это село расположено на территории Липецкой области и башня тут сохранилась до сих пор.

Принцип устройства гиперболоидных башен впоследствии инженер использовал в сотнях сооружений: от маяков и пожарных каланчей до опор линий электропередач и мачт военных кораблей.

Гиперболоидную многосекционную опору линии электропередачи между Дзержинском и Богородском на берегу Оки Шухов возвел в 1927—1929 годах. Изначально башен построили шесть: две высотой 128 метров, две высотой 68 метров и две высотой 20 метров.

Я побывал у Шуховской башни зимой

После изменения маршрута ЛЭП четыре башни Шухова демонтировали на металлолом. Две оставшиеся 128-метровые башни признали памятниками культурного наследия, охраняемыми государством. Однако одну из стальных красавиц весной 2005 года незаконно разрушили. Об акте вандализма писали даже за рубежом.

Оставшуюся башню решили реконструировать в три этапа.

  1. В рамках первого весной 2008 года восстановили 16 украденных стальных балок-профилей самой нижней, цокольной, секции и два стальных кольца основания.
  2. В ходе второго этапа работ укрепили берег и построили прогулочную набережную.
  3. Третий этап запланировали на 2010 год, но все работы проведены не были. Они затянулись до осени 2020 года, когда башню украсили подсветкой из 23 тысяч светодиодов. Также вокруг нее благоустроили территорию.

Полукруг справа - место нахождения второй башни

Конструкция башни

Шуховская башня на Оке состоит из пяти 25-метровых секций. На верхней секции установлена опорная конструкция с горизонтальной стальной траверсой длиной 18 метров. К ней по задумке инженера крепятся три высоковольтных провода. Сооружение стоит на кольцевом бетонном фундаменте диаметром 30 метров.

Несмотря на то, что Шуховская башня на Шаболовке в Москве выше башни на Оке (148,5 метров против 128), ее младшая «сестра» считается более совершенной. Возможно потому, что возводилась окская башня на семь лет позже шаболовской.

В 2020 году башню оснастили динамической подсветкой

Как добраться до башни

В интернете иногда выдается информация по запросу Шуховская башня Нижний Новгород. Может сложиться мнение, что сооружение расположено в пределах города. Это не так. Доехать до башни можно только на автомобиле. Из Нижнего Новгорода дорога в зависимости от маршрута займет 47-51 километров, время в пути около часа. Обычно проще всего проехать через Дзержинск.

Если навигатор поведет вас через Восточное шоссе, то имейте в виду, что за проезд по нему придется заплатить 20 рублей. Там стоит шлагбаум.

Дорога асфальтированная практически до самой Шуховской башни – последние три километров проложена грунтовка через лес. Но покрытие хорошее, проедет даже обычная легковая машина.

Полетал возле башни на дроне

С официальным открытием башни она стала популярна у местных жителей. Особенно в вечернее время, когда загорается динамическая подсветка. Парковка у башни небольшая и мест может не хватить. Учтите данный момент при планировании поездки. Осенью подсветку включали в 18 часов, зимой она работала уже в 17:00. Вероятно, летом она будет включаться позже.

Монетизация

Всего я сделал 34 башни — раздаю их, продаю, дарю. Сейчас все они живут в разных местах: в Арсенале три стоит, еще три подарил друзьям, одна в Техническом музее. Для меня это как полухобби-полубизнес, постоянных заказов нет. Я, конечно, могу заказать все детали в Китае, насобирать много таких башен, даже заказать тираж 3D-моделей. Но я нашел свою нишу, она ручная. Сам подбираю материалы, собираю башню по чертежам, стучу по ней молотком, выравниваю планки. У меня даже аккаунт в Инстаграме посвящен только работе. Лишь однажды выложил фотографию, как прыгаю с моста на резинке, потому что один из моих подписчиков — итальянец-экстремал. Иногда пишут люди, заказывают башни — на день рождения кому-то или просто так.



Процесс изготовления

В моей мастерской две комнаты, обе оклеены разными чертежами. Есть дирижабль, он сделан по аналогии с В-4, много моделей ЛЭП — сейчас работаю над ними. Это уже часть жизни, я постоянно нахожусь в мастерской, иногда могу пойти домой и в четыре утра — хорошо, что живу рядом.

Большую башню делаю за неделю, а маленькую… Там одна секция и 10–15 опор. Ну, что их делать? Час, может. Материал, который я подобрал, способ его изготовления, по идее, можно было запатентовать. Но дело в том, что бизнеса нет, рынка нет и конкурентов нет. Платить за патент, на который нет спроса, совершенно бессмысленно.



Шуховская башня

И вот мы добрались до неё. Теперь она стала уникальным памятником в Нижегородской области. Официальное открытие состоялось 23 сентября 2020 года.

Да, сделали, конечно, красиво. Весь береговой поворот залили бетоном, чтоб не осыпался. Посередине огороженного сквера, если можно так сказать, посадили декоративную траву, как на футбольном поле. Поставили лавочки для посетителей.

Внизу, на воде, стоит плавающая площадка, типа кафе.  Конечно, она сейчас не работает. Некоторые отдыхающие даже шашлыки жарят на костре возле берега. Фото делать не стал, в темноте не видно. Представляю фото башни разных цветов.












Как новогодняя ёлка, играет разноцветными огнями. Возможно в будущем может так и сделают. Будут наряжать на новый год, чтоб народ привлекать, возможно и за деньги. Если, конечно, бюджета у них хватит.

Да, высота большая. Не буду скрывать, сам в девяностых лазил на эту башню, тогда помоложе был. Поспорил с товарищем. Нашёл монтажный пояс и вперёд. Сама лестница была без боковых, ограждений, очень страшно. Но, с перекурами всё-таки долез на самый верх. А башню очень сильно качает от ветра, такое ощущение как будто сейчас сломается. Спор, конечно, я выиграл.

«Научная романтика»

У меня с детства остался какой-то романтизм. Я читал старые советские журналы, где отношение к науке было как к религии. Эти журналы были простые, рассчитанные на людей без высоких абстракций. Поэтому у меня такое же отношение к науке и ее популяризации. Я не художник, мне ближе промышленный дизайн. Просто так делать бессмысленно, каждая вещь должна нести какую-то функцию, но некоторые моменты можно додумать. У меня, например, есть башня с радиолампой — назвал ее «Научная романтика», потому что у меня в детстве была радиола, я разобрал ее, и она вся горела лампочками. Для сборки и материалов самих башен принципиально важно соблюдать точность — у них одинаковое количество опор, размеры все совпадают один к ста.

Иногда для стилизации я ищу на барахолках какие-то винтажные вещи советского довоенного периода, чтобы это дополнило весь технический образ. У одной башни есть старый компас от корабля, у другой радиоприемник. И это работает не только с башнями, но и с моделями ЛЭП — я вешаю на них гирлянды. Самое интересное, что я ни у кого не могу получить консультацию о дизайне ЛЭП, это до сих пор никого не интересует.

[spoiler title=”Источники”]

  • https://tripandme.ru/shuxovskaya-bashnya-na-oke.html
  • https://www.the-village.ru/people/experience/350589-mini-shuhovskie-bashni
  • https://afanasyevsergei.ru/shuhovskaya-bashnya-na-oke-giperboloid-inzhenera-shuhova-s-vechernej-podsvetkoj/
[/spoiler]
Поделиться:
Нет комментариев