Как изготовить арбоскульптуру своими руками

Содержание

Историческая справка

Если вы думаете, что плести макраме можно только из ткани и ниток, то как минимум один человек с вами бы не согласился, и этот человек – Аксель Эрландсон. Именно он стал родоначальником искусства плетения живых растений и придания им причудливых форм. Самая первая скульптура из дерева появилась в 1919 году, и само направление долгое время было просто необычным хобби. Со временем сад фермера разросся, в нем появились новые интересные экспонаты.
Флористика мастер-класс арбоскульптура 9
Флористика мастер-класс арбоскульптура 5
Флористика мастер-класс арбоскульптура 2

Позже было принято решение пересадить свои необычные экспонаты в плодородные и солнечные земли Калифорнии, где Акселем был открыт «Цирк деревьев». На протяжении всей жизни фермер занимался созданием великолепных и сложных скульптур из дерева. После его смерти осталось колоссальное наследие, которое составляло более 70 произведений. Секрет создания так и остался секретом, Эрландсон не проводил мастер-классов по флористике и никому не раскрыл метод создания арбоскульптур.

Арбоскульптура сегодня

После смерти создателя казалось, что способ «древесного макраме» безвозвратно утрачен, однако и сегодня его детище продолжает жить. Многие поклонники самостоятельно, не посещая мастер-классы по флористике, смогли вырастить великолепные образцы деревьев причудливой формы. Помимо классической арбоскульптуры появилось направление «Поктре» – изготовление живых предметов мебели из деревьев. На сегодняшний день это направление не пользуется большой популярностью – на изготовление одного предмета обстановки уходит от 6 до 8 лет.

Арбоскульптура и бонсай

Многие ошибочно считают, что оба направления – и бонсай и арбоскульптура – одно и то же. Не нужно посещать мастер-классы по флористике, чтобы понять разницу между этими направлениями. Бонсай – древнее японское искусство, где дерево создается при помощи обрезания и выравнивания ветвей и листьев, а арбоскульптура получается в результате действий со стволами.

 
Флористика мастер-класс арбоскульптура 1
Флористика мастер-класс арбоскульптура 3
Флористика мастер-класс арбоскульптура 4

Мастер-класс по флористике: работа с арбоскульптурой

Глядя на величественные причудливые деревья может показаться, что создать такое произведение искусства своими руками невозможно. Однако, имея в запасе много времени и терпения, можно украсить свой сад и дачу великолепными образцами древесного макраме. Для того, чтобы вы смогли вырастить свой собственный экспонат из «Древесного цирка», воспользуйтесь небольшим мастер-классом по флористике.

Принцип работы с арбоскульптурой заключается в изменении формы ствола и веток. Существует несколько эффективных способов:

– закрепление ветвей на каркасе;
– сращивание стволов разных деревьев;
– формирование плодовых деревьев на шпалере.

Воспользовавшись данным принципом, описанном в нашем мастер-классе по флористике, можно построить даже дом. Сегодня многие растят беседки, стелы и шатры на своем садовом участке, дизайнеры создают с помощью стволов соборы, колонны, жилые дома.  

 
Флористика мастер-класс арбоскульптура 6
Флористика мастер-класс арбоскульптура 8
Флористика мастер-класс арбоскульптура 10

Подборка на видео

Подборка потрясающе красивых фото на видео от канала «Компания Красивый сад».

Дизайн дачного участка 6-8 соток с грядками: планировка своими руками, фото
Композиции из суккулентов: фото, принципы создания

Скульптурные вазы из плодовых деревьев

Чтобы плодовые деревья вписались в ландшафт, можно усовершенствовать их форму, создав из ствола вазу, цветок, кубок, спираль и пр. В таком виде они будут декоративны в любое время года. Сделать скульптурный шедевр несложно, но придется формировать крону несколько сезонов.

Этап 1. Создание каркаса

Первым делом продумывают, какой формы будет дерево. Рекомендуем начать с вазы. Для этого сваривают металлический каркас в форме вазы, высотой и шириной не более 2 метров и устанавливают его на том месте, где предстоит расти деревцу. Каркас представляет собой кольцо метрового диаметра снизу, от которого идут вверх металлические изогнутые штыри (6-10 штук), с имитирующие форму вазы.

Сверху все штыри завариваются между собой с помощью еще одного металлического кольца, диаметром до 2 метров. Устанавливать надо основательно, чтобы каркас не покосился или осел со временем.

Чаша из дерева

Если каркас чаши делать шириной более 2 метров, то желательно вставить опорное кольцо и посередине, чтобы конструкция хорошо держала форму

Этап 2. Посадка саженца

Порядок работ:

  • По центру нижнего кольца каркаса высаживают деревце. Делать это надо осенью, чтобы к весне растение укоренилось.
  • Саженец должен быть однолетний и привитый на карликовый подвой.
  • Ранней весной срезают весь верх саженца, оставляя только 30 см ствола.
  • Лишенное центрального проводника, т.е.макушки деревце даст прирост боковых побегов. Из них оставляют только верхние, число которых должно быть равно половине числа металлических штырей каркаса. Если у вас ваза из 10 граней, оставляйте 5 веток, если из 6 – 3. Им дают возможность свободно расти.
  • Остальные ветви срезают на кольцо.
  • Все следующее лето следят за ростом основных верхушечных побегов. Чтобы ветви имели одинаковую толщину, можно регулировать питание, наклоняя их в разные стороны. Если побег хилый – выпрямляйте его как можно вертикальнее и фиксируйте к каркасу. Если слишком выделяется толщиной от остальных – пригните горизонтально, чтоб приостановить движение соков.

Этап 3. Формовка основания древесной чаши

Лишенное центрального проводника, т.е.макушки деревце даст прирост боковых побегов. Из них оставляют только верхние, число которых должно быть равно половине числа металлических штырей каркаса. Если у вас ваза из 10 граней, оставляйте 5 веток, если из 6 – 3. Им дают возможность свободно расти. Остальные ветви срезают на кольцо.

Все следующее лето следят за ростом основных верхушечных побегов. Чтобы ветви имели одинаковую толщину, можно регулировать питание, наклоняя их в разные стороны. Если побег хилый – выпрямляйте его как можно вертикальнее и фиксируйте к каркасу. Если слишком выделяется толщиной от остальных – пригните горизонтально, чтоб приостановить движение соков.

Аброскульптура

Для четкого прослеживания красивой формы ствола, всю боковую поросль надо своевременно удалять, оставляя штамб абсолютно чистым, лишенным ветвей

Этап 4. Создание каркаса из ветвей

За год скелетные верхушечные ветви окрепнут, поэтому весной проводят их глубокую обрезку, оставляя только небольшую часть с двумя почками. Остальное – удаляют.

Из двух почек вырастут новые побеги, которые и станут гранями чаши. Каждый побег по мере роста фиксируют на штырях каркаса, чтобы придать ему строгое вертикальное положение. Вам остается следить за развитием дерева, подрезать на основных скелетных ветвях боковые побеги. Оставляйте на каждой древесной “грани” по 3-4 побега, срезав их верхушки до уровня второго от начала листа. На них начнут формироваться плодовые почки, и со временем ваша ваза покроется сочными фруктами.

Когда главные ветви достигнут верхних точек поддерживающего каркаса и одревеснеют, можете убирать металлическую конструкцию. Отныне дерево само будет держать заданную форму, а вам лишь останется прореживать лишние побеги и сдерживать рост верхушек, чтобы не потерялся скульптурный эффект.

Арбоскульптура своими руками для начинающих


Как в любом виде искусства, так и арбоскульптуре создание произведения начинается с идеи и отражении ее на бумаге в виде рисунков и чертежей. И только после осмысления задумки и обзора на бумаге желаемого результата, а также приведения расчетов можно приступать к выполнению работы.

На выращивание такой скульптуры уходит в среднем до 10 лет. Используют такие виды деревьев или кустарников, которые могут быстро наращивать древесный слой, а также способные срастаться между собой.

  • ива;
  • береза;
  • клен;
  • граб;
  • черемуха;
  • сикомор;
  • плодовые (слива, яблоня, вишня, черешня) и другие.

Это способствует более продуктивной работе, максимальному избеганию различных сложностей в выращивании культуры. Если же использовать плодовые деревья в арбоскульптуре, то урожая от них ожидать нужно на несколько лет позже обычного. Для одной скульптуры лучше использовать растения одной породы.

Срастания добиваются несколькими способами:

  1. Плотное соединение и закрепление чем-либо стволов саженцев, молодых побегов и т. п.
  2. Прививка дополнительных ответвлений
  3. Переплетение стволов и побегов

Как в случае прививки, так и в остальных деревья образуют прочные сращивания в области соединения.

Для закрепления стволов друг с другом используются различные крепежные устройства:

  • мягкая проволока;
  • жгут из резины;
  • кабельные стяжки и другие похожие вещи.

Предметы из таких мягких материалов способны минимизировать вред деревьям от стягивания, при этом со своей крепежной задачей справятся очень хорошо. Срастание может благополучно осуществиться уже через год и крепление лучше всего будет снять, если, конечно, оно к тому времени уже не врастет в коровую ткань. Тогда стоит оставить все как есть, так как деревья способны отлично сливаться с инородными телами. Их кора, как бы обволакивает собой эти предметы.

Также для соединения стволов могут использоваться шурупы-саморезы, направляющий шпалер или проволочные корсеты. В особенности, если требуется более плотное примыкание, необходимое, например, при изготовлении «живой» мебели. Такую мебель можно даже спилить впоследствии для более мобильного использования.

Карвинг

Карвинг ввели вмоду тайские и китайские повара. Там еще при царе Горохе богатым людям было не по чину есть манго просто так, на нем обязательно требовалось вырезать какой-нибудь Небесный Лотос. Увлечение это недорогое – для того, чтобы превратить тыкву в карету, потребуется только острый ножик. Конечно, профи обзаводятся целыми арсеналами для резьбы по овощам и фруктам, но начать можно и с малого. А все неудачные попытки незатейливо кромсаются на салат. Заодно и здоровое питание обеспечено – должен же кто-то их есть.

 

Какие растения лучше использовать для арбоскульптур?

Есть несколько основных требований:

  • быстрый рост;
  • тонкий, хорошо гнущийся ствол у молодых деревьев, тонкие и гнущиеся ветви;
  • хорошая выносливость, способность переносить постоянную стрижку;
  • простой уход.

Проще всего экспериментировать с ивой или сливой: они быстро растут, стволы и ветви долго остаются гибкими, эти виды неприхотливы, хорошо приживаются почти в любых условиях. Липа, клен, осина, береза, черемуха могут использоваться для создания арбоскульптур. Часто для таких композиций выбирают плодовые деревья: вишни, алычу, яблони, черешню. Все они хорошо переносят формовку, выносливы, быстро растут.

Что такое арбоскульптура и как с ней работать?


Хотите иметь у себя дом из живых деревьев? Не шалаш из веток, а полноценное жилье, растущее вместе с вами. Как у обитателей планеты Пандора из фильма «Аватар». Считаете, слишком смело? А вот и зря! Арбоскульптура, или искусство создания фигур из живых деревьев, позволяет вырастить на участке все, что угодно – от геометрических композиций до целых строений. Хорошо знаете, что такое садовая прививка? Тогда этот материал точно для вас!

Немного истории

Использовать живые растения для создания сооружений люди начали довольно давно. Раньше в основном это были мосты. Например, в Индии по сей день строят, а точнее, выращивают мосты из отростков корней каучукового дерева. Просто ждут, когда отросток дотянется до противоположного берега, и затем укореняют его в почву: 10 — 15 лет – и живой мост готов. В Японии по тому же принципу в древности строили подвесные мосты из виноградной лозы. Только отростки не укореняли, а переплетали друг с другом.

Но это – сугубо утилитарный подход. И только в 20 веке создание фигур из деревьев превратилось в искусство. Арбоскульптура обязана своим появлением Акселю Эрландсону, американскому фермеру. Его первыми живыми скульптурами стала спираль из двух сикомор и причудливая «четырехножка» из соединенных деревьев. Затем было множество других скульптур и целый «Древесный цирк» — название говорит само за себя.

Его последователь Ричард Римс и придумал термин арбоскульптура. А два других последователя, Питер Кук и Бэки Нортей, придумали выращивать из деревьев живую мебель и назвали это искусство Pooktre. Часто этот термин используется как синоним арбоскульптуры. Они используют не сикомору, а садовую сливу и черемуху. Стараниями мастеров в садах появляются кресла, шезлонги и даже зеркала из деревьев, которые никогда не сдвинешь места – они просто растут…

Единственный минус уникальных скульптур – срок «изготовления». Например, одно кресло или человек-дерево растут 6-8 лет.

Как это делается?

Как уже понятно, дизайнер, работающий с арбоскульптурой, имеет дело со стволами и ветками. В этом отличие арбоскульптур от топиаров – искусно подстриженных деревьев и кустарников. Общее у них только в том, что в угоду автору деревьям придаются заведомо неестественные для них формы. И это – главный довод защитников природы против аброскульптур – мол, бедные деревья, кто ж их так скрутил в рогалик!

Останемся в стороне от споров и разберемся, как это делается. Основные операции для создания арбоскульптуры – это закрепление ветвей на каркасе для придания нужной формы и сращивание стволов и веток разных деревьев. Придавать стволам форму можно по принципу формирования плодовых деревьев на шпалере. Только шпалеры, как правило, плоские, а каркас для арбоскульптур может быть каким угодно. И не деревянным, а металлическим. Например, в виде того же кресла.

Или такой вазы из дерева.

Для ее создания устанавливается каркас, в центре него высаживается однолетний саженец на карликовом подвое. Дальше – дело техники. А именно, правильной ежегодной обрезки побегов и подкормки растения. Такие растения всегда слабее сородичей, живущих в естественных условиях. Спустя годы каркас можно будет убрать. По тому же принципу из четырех саженцев можно сформировать спираль. Только каркас должен быть цилиндрической формы, установленным на четырех стойках.

Более сложная задача – сращивание стволов разных деревьев. Здесь используется принцип прививки. Стволы очищаются от коры и скрепляются друг с другом обвязочным материалом. Если нужно, они сразу же крепятся на каркас и остаются в таком виде год-два, пока не окрепнут и не смогут самостоятельно держать форму.


Современные дизайнеры предлагают формировать арбоскульптуры на каркасе из специального биопластика. А в качестве «подопытных» деревьев использовать быстрорастущие ивы, способные за год вырасти на 2 метра. Это почти решает главную проблему арбоскульптуры – слишком долгий срок получения результата. И, по мнению авторов проекта «ATREE?» («Дерево?»), дизайнеров из Роттердама, таким деревьям можно придавать любые формы – например, кругов или букв.

Еще один интересный проект — «Более добрый лес: живая детская площадка» от компании TreeNovation. Супер экологично и очень красиво! Правда, пока только в проекте.

Арбоархитектура – живые дома

Создавать целые дома из живых деревьев – в наш век пластика эта идея все больше привлекает дизайнеров. Пока не дома, но шатры, зеленые коридоры, стеллы, созданные по принципу арбоархитектуры, сейчас уже вовсю строятся в Европе. А почему нет – разрешения на строительство не требуют, стоят дешево. Например, что-то подобное этим шатрам из ив можно соорудить и на своем участке. Саженцы закрепляются на каркасе. Вполне можно обойтись без прививок – побеги можно просто переплетать друг с другом.

Арбоархитектура находит свое выражение в проектах настоящих домов и даже соборов! И они уже воплощаются в жизнь. Например, в известном на весь мир соборе из живых деревьев, созданном итальянским художником Джулиано Маури в Бергамо.

Основой конструкции собора служат 42 живые колонны – деревья, закрепленные на деревянном каркасе. Со временем деревья сформируют арки и перекладины и необходимость в каркасе отпадет. Пока собор «растет».

А вот пример виртуозной прививки. Архитекторы из Германии соорудили живую башню из ив высотой 9 метров. Две сотни саженцев привиты друг с другом так, что создают переплетение на металлическом каркасе. Архитекторы уверены, что через несколько лет башня будет стоять самостоятельно.

Деревья на шпалерах

Этот способ формовки позаимствован из плодового садоводства. В России редко где встретишь подобные формы, а вот в ландшафтном дизайне Западной Европы они очень популярны.

Дерево на шпалерах фото

Техника следующая: ветви молодого дерева привязывают к деревянному или металлическому разветвлённому каркасу, и они растут в строго заданной плоскости. Побеги, которые не вписываются в плоскость, удаляют. Когда растение достигнет определённого возраста, его снимают с каркаса. И получаются деревья с абсолютно плоской кроной, толщиной в 15-20 см.

Каркасы могут быть разных форм: веерные, горизонтальные, ячеистые и другие. Кроме того, подобные шпалерники можно вырастить как со штамбом (2-2,5 м), так и без штамба (когда ветви на стволе растут практически от земли). Такие деревья чаще используют в качестве оригинальной зелёной изгороди. Они защищают от ветра, пыли, посторонних глаз, и к тому же не занимают много места, т.к. толщина кроны небольшая.

Оригинальная живая изгородь фото

Порядок действий

Создание арбоскульптуры начинают с эскиза и чертежа. Важно понимать, каким должен быть результат, и планировать рост растений, изменение их формы с учетом толщины ствола, высоты взрослого растения, возможности выращивать его на штамбе и других факторов.

Если для арбоскульптуры будет использоваться постоянный несущий каркас, сначала изготавливают и устанавливают его. При большой нагрузке (если дерево будет опираться на каркас, если он должен выдерживать вес кроны или ствола), важно надежно закрепить его и использовать прочные материалы.

Для арбоскульптуры отбирают молодые саженцы, стволы которых еще сохраняют гибкость, эластичность. При посадке их можно сразу расположить под углом, если этого требует композиция. Сразу после посадки растениям начинают придавать нужную форму: закрепляют стволы на опорах, переплетают их между собой или соединяют друг с другом. Обрезку ветвей также можно выполнять сразу же: это не повредит саженцу, а, напротив, поможет ему быстрее прижиться, ускорит формирование корневой системы.

При выращивании арбоскульптур деревьям может требоваться дополнительный уход: интенсивные подкормки, защита от болезней и вредителей (особенно в местах соединения, крепления к опорам), постоянный контроль роста. Простые композиции можно вырастить за 2-3 года. Объемные, масштабные арбоскульптуры можно выращивать несколько десятилетий.

Поктре

Принципы изготовления древесных скульптур

Многие путают арбоскульптуру с топиарным искусством (эффектной стрижкой деревьев и кустарников) или со стилем бонсай (выращиванием карликовой копии настоящего дерева). Общее между ними, безусловно, есть – работа с живым растением, с его стволом и ветвями. Но существенное отличие арбоскульптуры – создание из естественных материалов неестественных для дерева форм.

Каким образом работает «скульптор»-садовник? Он берет за основу молодые растения в основном с гибкими стволами и, как правило, на карликовом подвое. С помощью каркаса из дерева, металла или пластика побегу придают определенную форму и выжидают одревеснения ствола. Затем вновь отросшие ветви также заключают в каркас нужной формы и выжидают до следующего сезона. Для скрепления «деталей» используют приемы простого переплетения или прививки.

У этого направления в искусстве есть единственный, но очень значительный минус: деревья растут медленно. Для создания одной скульптуры порой требуется от 5 до 25 лет! Зато как феерично выглядят готовые шедевры: мебель с шатрами из зелени, человечки с шапками листьев на голове, чаши, тоннели и даже зеленые храмы!

Подготовительные упражнения

С областью живота происходит точно такая трансформация. Как я уже упоминала, нам не свойственно осознанное использование мышц, потому соответствующие области мозга “слипаются” в одну большую зону. Для освоения техники выполнения наули, области живота нужно разделить в голове на разные, не связанные между собой зоны.

  • Касание руками косых и прямых мышц кора, наблюдайте где в мозге идет отклик.
  • Старайтесь напрягать по очереди только группу косых или прямых мышц .
  • Представляйте разные зоны живота, и конкретные, соответсвующме им участки мозга, мысленно разделяйте и разводите их больше.

Отдельные области сформировать в течение одного занятия невозможно. Процесс занимает месяц и даже больше.

Основные особенности приема

Само слово происходит от латинского «arbour», что означает «дерево».

Техника отличается тем, что из стволов выполняются различные фигуры. При этом они должны выращиваться таким образом, чтобы по мере развития из них получались необходимые скульптуры. Некоторые считают, что арбоскульптура представляет собой подвид искусства бонсай или топиарного искусства.

 

На самом деле все обстоит иначе, бонсай создается путем обрезания и выравнивания листьев и ветвей. Арбоскульптура, наоборот, является результатом действий со стволами. При этом в искусстве бонсай все делается для того, чтобы растения были максимально похожи на настоящие деревья. В арбоскульптуре же, наоборот, в результате должно получиться что-то совершенно невероятное и изумляющее зрителей.

Арбоскульптура в собственном саду

Глядя на фото готовых древесных композиций в парках мира, невольно задумываешься: а возможно ли сотворить такое простому смертному? Обычному человеку, загоревшемуся желанием постичь искусство древоформирования?

Ответ неожиданный: да! Научиться изготавливать фигуры из дерева может любой садовод, умеющий пользоваться прививочным ножом и имеющий терпение выжидать несколько лет для получения конечного результата.

Для того, чтобы попробовать себя в роли арбоскульптора, нужно высадить материал для работы. Звучит немного странно, но на самом деле это одно или несколько растений с гибкими стволами. В наших условиях можно использовать грушу, сливу, яблоню, вишню. Эти растения порадуют не только оригинально сформированными очертаниями стволов и ветвей, но и вкусными плодами. Помимо плодовых культур используют липу, клен, черемуху, рябину. Оптимальными считаются быстрорастущие ива и слива мелкоплодная. Они неприхотливы, обладают хорошей приживаемостью и скоростью роста.

Инструменты, которыми можно пользоваться, просты: ножовки, секатор, прививочный нож, шпагаты и материалы для каркаса (бамбуковые палки, металлические и пластиковые прутья).

История происхождения арбоскульптуры

Зарождение арбоскульптуры приходится на начало двадцатого века. В 1919 году простой американский фермер Аксель Эрландсон вырастил на своём участке две сикоморы, которые переплёл между собой. После того как его эксперимент завершился, успешно вызвав немало удивления со стороны соседей, Эрландсон решил попробовать соединить четыре дерева, но не как в первом случае просто перевить их друг с другом, а придав им гораздо более сложную форму. Для начала, он высадил деревья таким образом, что они смогли расти навстречу друг другу параллельно земле, после того как верхушки стволов сблизились он объединил их и отпустил расти вверх. Своей второй скульптуре Аксель дал имя «Четырехножка».

Через некоторое время ферма Эрландсона приобрела популярность во всей округе благодаря своим удивительным, ни на что не похожим деревьям. Он полностью посвящал всё свое время новым и новым произведениям, совершенно забросив все остальные дела фермы.

В течение сорока лет он занимался созиданием своих неповторимых деревьев. Поначалу, всё его окружение, да и он сам считали это просто оригинальным увлечением, но именно это занятие прославило его имя на весь мир и полностью изменило его жизнь. Как только мастер осознал, что людей завораживают его творения и они готовы платить только за то, чтобы на это посмотреть, он перебрался в Калифорнию, где открыл «Древесный цирк». О новом диковинном зрелище писали все газеты, поток туристов не иссякал возле дверей цирка. Аксель никому не открывал секретов своего мастерства. На все вопросы журналистов о том, каким образом он создал свои шедевры, фермер отвечал: «Просто я прошу деревья об этом».

После смерти великого Эрландсона «Древесный цирк» постоянно менял хозяев и едва не был разрушен. Спасением оказалась покупка цирка 
одним из поклонников творчества Акселя. Сегодня «древесный цирк» расположен в городе Гилрой и носит имя этого города. Многие из последователей Эрландсона пытались повторить его успех, но удавалось это далеко не всем. Наиболее знаменитым мастером арбоскульптуры нашего врeмени стал Ричард Римc. Именно Римс дал имя деревянным статуям назвав их арбоскульптура. По заверениям самого мастера, он не изобретал ничего нового и пользуется в работе теми же методами что и Эрландсон. Но его скульптуры имеют гораздо более фантастический и оригинальный вид.

Когда его спрашивают, что вдохновляет его на создание древесных шедевров, он отвечает, что всего лишь создаёт своими руками мир, в котором сам хотел бы жить.

С чего начать: простейшие формы

Простейшим вариантом арбоскульптуры считается дерево, ствол которого изогнут зигзагом. Для того, чтоб получить такое чудо, надо:

  1. Купить саженец с гибким стволом. (Проверьте при покупке, слегка подвигав ствол в стороны. Если ствол успел одревеснеть – ищите более молодой саженец).
  2. Посадите растение не вертикально, а под некоторым углом (до 30 градусов), чтобы оно укоренялось уже с изгибом.
  3. Попробуйте наклонить макушку деревца и найдите то место, в котором оно лучше всего поддается сгибанию. Чаще всего это место в верхней, самой молодой части ствола.
  4. Все ветви ниже точки сгиба обрежьте на кольцо (прямо возле ствола, без пеньков).
  5. Из двух палок сбейте крестовидную опору так, чтобы она была выше саженца на 10-20 см, а место пересечения палок припадало на 1/3 верха опоры.
  6. Вкопайте опору в землю так, чтобы ствол оказался примерно по центру между палками.
  7. Привяжите к одной палке саженец, начиная от точки сгиба растения и до половины оставшейся части. Остаток верхушки изогните в противоположную сторону и привяжите ко второй палке, которая идет под углом к первой.
  8. Если растение слишком мало, сгибайте его только в одном месте и ждите пару месяцев, пока оно в таком состоянии подрастет, чтобы иметь возможность повторить изгиб.

Сгибать стволы можно только весной-летом, когда в дереве пошло сокодвижение. До этого момента саженец не обладает гибкостью и может треснуть при наклоне.

Техника формовки дерева

Угол изгиба ствола можно варьировать с помощью крестообразной опоры, раздвигая ее части подальше или поближе до момента фиксации дерева

Все скелетные ветви, находящие выше места первого сгиба ствола, надо тоже формировать. Для этого на дереве оставляют самые сильные ветки и придают им угол наклона, подвешивая на концах грузики. Если нужна строго горизонтальная линия или точно заданное направление, прибивают к основной опоре горизонтальные рейки в точках, где ветка отходит от ствола, и привязывают к ним середину и край ветки.

Когда вы увидите, что ствол и ветви огрубели, стали твердыми, можете снимать поддерживающий каркас. Изгибов ствола можно создавать таким образом сколько угодно, меняя опоры на более высокие.

Свежие записи Сиреневые многолетники, которые красивы, компактны и не вытесняют другие растения
Почему при покупке саженцев не стоит верить продавцам на слово и как по 3 признакам самим определить возраст растения
Рассада помидоров стала фиолетовой или белесой: почему изменился цвет и как спасти растения

Арбоскульптура (20 фото)












Что нужно знать будущему арбоскульптору

Удивительно, что, несмотря на всю сложность, а порой и невероятность, форм, которые встречаются в парке Акселя, каких-то тайных знаний и премудростей в арбоскульптурном искусстве не существует. Любой любитель садовод, у которого есть хоть какие-то знания о том, что такое селекция и который хоть раз прививал к дереву ростки, вооружившись садовым инструментом, может приступать к превращению своей усадьбы или дачного участка в великолепный музей под открытым небом. И на это есть несколько причин.

Первая из них и самая главная, это то, что у большинства мастеров арбоискусства самый распространенный материал для создания шедевров – самые обычные садовые деревья: вишня, слива или груша. Одна из особенностей этих деревьев – это хорошая предрасположенность к прививанию, и гибкость стволов.

Вторая, это инструмент, которым пользуются pookter-мастера. Инструмент, который они используют – самый нехитрый садовый секатор, пилка и еще ряд инструментов, которые используют мастера бонсай.

Третья, это то, что пределу фантазии или каких-то ограничений здесь просто не существует! Деревья могут быть выражены в форме кресла, столов, балерины и даже здания. Одна из самых удивительных скульптур, которая была создана арбо-скульптором – это настоящий замок, сплетенный из нескольких сотен стволов.

Любимое дело как основа благосостояния семьи

Ричард Римс, живущий в южном Орегоне и придумавший термин «арбоскульптура», на сегодняшний день является одним из самых авторитетных древесных скульпторов. «Древесным кузнецом» он называет себя не напрасно: свою семью (жену и дочь) он неплохо обеспечивает, выращивая мебель из деревьев на продажу. Древесная скамейка стоит тысячу долларов, кресло – семьсот, а столик – пятьсот. Обычно клиентам эта продукция доставляется в горшках, но случается и так, что к покупателям приезжает сам Римс и выращивает деревья на месте.

Арбоскульптура в ландшафтном дизайне вчера, сегодня, завтра

Появившись в начале двадцатого века, это занятие постепенно распространялось по Европе и к настоящему моменту стало достаточно популярным хобби для западного зарубежья. Первыми выращивать деревья в соответствии с заданным образом придумали Джон Крубсак и Аксель Эрландсон.

В Америке даже имеется целый парк, где можно увидеть деревья самых удивительных и непредсказуемых форм. Называется он «Цирк деревьев». Будучи организованным Акселем Эрландсоном в 1947 году, со временем он стал известнейшей в Калифорнии достопримечательностью, на которую съезжаются посмотреть тысячи туристов со всего света. А начиналось все с простой случайности: обычный фермер Эрландсон у себя в саду переплел стволы сикоморы, что было с энтузиазмом воспринято соседями. Вдохновившись успехами в плетении ветвей деревьев, садовод забросил все свои занятия и полностью посвятил себя новому делу.

В последнее время идея начала набирать все большие обороты. Так, в 1996 году Питер Кук и Беки Нортей открыли проект «Pooktre». Дизайнеры работали со сливой, черемухой, рябиной, сикоморами и т.п. Арбоскульптором с мировым именем можно назвать Ричарда Римса. Деятельность талантливых дизайнеров привела к тому, что арбоскульптура стала осознаваться как полноправный прием ландшафтного дизайна: в садах и парках разных стран стали появляться живые арт-объекты.

До России такие изыски еще не дошли в полной мере. У нас только-только узнают о арбоскульптуре как виде искусства и великолепной возможности украсить приусадебный участок чем-то необычным и уникальным. Начинают дизайнеры ландшафтной с создания относительно простых объектов, например, деревьев с переплетенными стволами. В средней полосе России это может быть рябина, черемуха или ива. По мере роста стволы заплетают, в результате чего получаются довольно интересные композиции. В процессе ландшафтного проектирования вам могут предложить вырастить целую живую беседку из посаженных по кругу деревьев: для этого заплетают не только стволы, но и верхние ветви кроны, формируя купол крыши сооружения. В такой беседке вполне можно укрыться не только от летней жары и чужих взглядов, но и от дождя. Более сложных арбоскульптур в нашей стране, к сожалению, пока не создают. Однако стоит надеяться, что дизайнеры не обойдут стороной такой перспективный прием, и в скором времени у нас тоже появится живая садовая мебель и музеи под открытым небом с сотнями живых экспонатов.

Основной принцип

В арбоскульптуре используется способность стволообразующих деревьев и кустарников срастаться с одинаковыми породами.

Схожим с прививкой растений образом части деревьев срастаются друг с другом, до тех пор, пока ткань образования клеток, находящаяся непосредственно под корой и лыком, так называемый камбий, который также отвечает за передачу образованных в листе строительных материалов — не войдет в соприкосновение с камбием другой части дерева того же вида растения.

Если деревья одного и того же вида достаточно долгое время устойчиво связаны друг с другом, то они срастаются без надрезки, прививки или какого-либо другого вмешательства садовода. Некоторые породы деревьев, как граб или бук, срастаются относительно быстро и легко. Другие в свою очередь, как, например клен-явор, для этих целей требуют большего количества времени. Чем крупнее, толще и шероховатее кора, тем сложнее вступают в контакт друг с другом участки ткани, проводящие питательные вещества, и участки ткани, образующие клетки, и тем дольше остаются отделенными друг от друга части деревьев.

Заблаговременное срастание, которое применяется для сооружения больших частей стен и кровли, при создании живых беседок, нам не требуется. Однако это срастание необходимо при изготовлении скамеек, стульев и других сращений мелких частей, у которых должны быть максимально ровные поверхности. Срастания можно добиться, если мы целенаправленно соединим камбий в точках пересечения стволов путем надрезки и соединения, свинчивания или пробуривания.

Итоговая плотность зависит не только от количества вплетаемых сучьев и ветвей, но и, прежде всего, от увеличивающегося в ходе роста объема отдельных стволов. Из-за роста в толщину отверстия в плетении становятся все уже, до тех пор, пока они, наконец, не станут полностью закрытыми и не образуется плотная стена.

Рекомендуется вплетать все боковые побеги. Однако из-за этого теряется не только обзор, но и становится сложно определить, получает ли каждый отдельный каркас достаточное количество света и пространства. В результате может получиться так, что более слабые кустарники погибнут в лабиринте из сучьев, листьев и ветвей. Кроме того, прирост дерева в длину (высоту) в таком случае уменьшается.

Как это часто случается с узко и плотно растущими деревьями в лесных заповедниках, помимо боковых ответвлений образуются также и другие ведущие побеги. Они конкурируют с главным побегом. На профессиональном языке этот феномен называется образованием разветвления или развилкой ствола дерева.

Для того чтобы наши кустарники, посаженные в ряд, могли сконцентрировать всю силу в один-единственный побег, мы воспрепятствуем росту конкурирующих побегов и боковых ветвей, и таким образом добьемся того, что молодые гейстеры (обычно это крупные саженцы высотой до 2-х метров) через короткий промежуток времени сформируют стены и потолок.

Каждое такое деревце в дальнейшем будет расти только с одним-единственным главным побегом. Другие побеги оставляются только для того, чтобы закрыть просветы, которые возникли вокруг оконных и дверных проемов.

В течение нескольких вегетационных периодов постепенно возникает плетение каркаса нашего помещения.

Только когда главный побег вырос, тогда из отдельных саженцев, для максимально быстрого получения плотных стен в нижней части нашего строения, добавляются боковые ветви. При этом растущие боковые побеги следует вплетать по направлению вверх, а ветви, образующие шлейфы — набок или по диагонали вниз.

Процесс переплетения не имеет каких-либо определенных правил. Поэтому растения не нужно вымерять при помощи линейки и уровня. Их следует лишь опереть друг на друга и постараться удержать на одной линии.

Только когда стена и кровля готовы, и дерево со своей кроной находится на доступной для света высоте, начинается рост в толщину. С этого момента ячейки быстро зарастают, и возникает массивная, плотная стена. Неровности деревья сами по себе сглаживают во время роста в толщину. Если мы хотим вырастить не массивные, а лишь легкие, светлые живые беседки, то мы можем добиться этого своевременной подрезкой. Легче всего препятствовать приросту в толщину мы сможем, сохраняя крону небольшой.

По внутренним проводящим путям все питательные вещества поступают из земли наверх в лист. Внешние проводящие пути переносят образованные в листе при помощи солнечного света и необходимые для структуры растения ассимиляты (строительные материалы) вниз во внешние и внутренние части растения.

Большая часть этих материалов используется для роста ствола, что приводит к утолщению. Со временем молодые, невзрачные побеги вырастают до могучих стволов и образуют между собой массивную стену и кровлю. Все плотные части здания с его отверстиями и сооружениями (галерея, балкон, лестница из дерева и т. д.) проходят именно в тех местах, где мы посадили, перегнули и вытянули когда-то молодые, гибкие и легко сплетаемые маленькие стволы саженцев. При этом мы должны учитывать индивидуальные особенности и характер роста живых растений, и основные законы природы.

Природа проделывает тяжелую работу, всю мощь которой мы используем в своих целях при помощи довольно несложных действий. Работа людей заключается лишь в том, чтобы применять свои силу воображения и разум и пользоваться своими руками для того, чтобы посадить кустарник, ухаживать за ним и компоновать молодые побеги в соответствии с поставленными целями.

На этих фото представлены уникальные шедевры арбоскульптуры, созданные мастерами высочайшего класса:




[spoiler title=”Источники”]

  • https://magentaflower.ru/arboskulptura-tvorenie-ruk-chelovecheskix
  • http://1decor.org/design/arboskulptura-svoimi-rukami.html
  • https://diz-cafe.com/ozelenenie/texnika-arboskulptur.html
  • https://roza-zanoza.ru/derevia/arboskulptura-opisanie-i-osobennosti.html
  • https://KolodecDacha.ru/rasteniya-na-uchastke/arboskulptura-dlya-nachinayushchih-2.html
  • https://www.ginkgo.ru/inform/landshaft/arboskulptura/
  • https://ecostyl-probka.ru/rasteniya-i-ozelenenie/arboskulptura-dlya-nachinayushchih.html
  • https://woodwool.ru/stati/arboskulptura/
  • https://DachaDecor.ru/sadovaya-skulptura/arboskulptura-fantaziynie-izdeliya-iz-stvolov-derevev
  • https://zpitomnik.ru/?alias=wooden_sculpture
  • https://trotuar-spb.ru/rasteniya-i-cvety/derevo-s-pletenym-stvolom.html
  • https://yarlanda.ru/planirovka/arboskulptura-dlya-nachinayushchih.html
  • https://orhide.ru/?p=12762
[/spoiler]
Поделиться:
Нет комментариев